Turkish Office   &  RusyaOfisi.Com                             

 

The purpose of this website is to inform and  help business people from  C.I.S countries.   A good part of the information is destined for Turkish and Russian speaker visitors, and is given in Turkish and Russian. Our intention is to supply  businessmen and Russian speaker tourists with continuous   and updated  informations

                                                  Turkish | English
 

 Инвестиционная политика и закон об иностранных инвестициях           

Привлечение иностранных инвестиций и всемерное поощрение деятельности иностранных инвесторов практически во всех отраслях и регионах Турции является одним из важнейших принципов экономической политики турецкого руководства, начиная с середины 80-х годов.

Согласно действующему законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается ни в какой форме. Гарантируется перевод прибылей и репатриация капитала в случае продажи или ликвидации фирмы. Фактически в Турции уже в течение нескольких десятилетий существует один из наиболее либеральных режимов регулирования деятельности иностранного капитала, который периодически дополняется и конкретизируется в соответствии с общим направлением экономического курса страны. Основные принципы деятельности иностранных инвесторов изложены в Законе Мо:6224 от 18.01.1954 г.; в 1986 г. этот закон был дополнен положениями Декрета Мо:86-10353, а в 1995 году инвестиционный кодекс Турции был окончательно сформулирован в Законе об иностранных инвестициях Мо:95-6990 от 07.06.1995 г.

Основные принципы действующего в Турции валютного режима и новшества, связанные с ним, вкратце можно определить следующим образом.

* Проживающие в Турции граждане вправе иметь иностранную валюту, могут приобретать ее в неограниченном количестве у банков и уполномоченных на это организаций и частных лиц, переводить ее за рубеж, а также открывать депозитные валютные счета в банках;

* Могут получать из-за рубежа кредиты для удовлетворения потребностей своих предприятий в финансировании;

* Могут переводить за рубеж финансовые средства для проведения там коммерческой деятельности и осуществления инвестиций. Экспорт капитала, сумма которого превышает определенные лимиты, возможен с разрешения Департамента казначейства и правительства;

* Могут вывозить за рубеж движимые ценности и продавать их там;

* Могут отправлять за рубеж гарантии и поручительства в валюте.

Турецкое руководство применяет в отношении иностранных инвесторов комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития. Так, в том, что касается отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь,.». поощряются инвестиции в экспорториентированные сферы1 промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо этого, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.

В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на четыре категории районов; в это разделение заложена разная степень поощрения иностранных инвестиций:

- районы "первой степени приоритетности"

- районы "второй степени приоритетности"

- "нормальные" районы

- "развитые" районы

К "приоритетным районам" относят в основном наименее развитые регионы восточной Турции. "Нормальными районами" считаются западная и частично центральная Турция. "Развитыми" называют зоны больших городов: Стамбула, Анкары, Измира, Коджаэли, Аданы и Бурсы.

К формам поощрения инвестиций относятся, в основном, частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочки в выплате налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др. Подробно система поощрительных мер, применяемых в Турции по отношению к иностранному капиталу, будет рассмотрена ниже. Здесь же укажем, что целенаправленная политика привлечения иностранного капитала в сравнительно короткие сроки дала свои результаты. По данным на конец 2001 года, суммарный объем иностранных инвестиций в экономику Турции достиг 31,3 млрд. долл. Из них 58% приходится на инвестиции в промышленное производство, 38% - в сферу услуг, 4:% - в аграрный сектор и горнодобывающую промышленность.

Вступление Турции в ТС с ЕС стало дополнительным стимулом для иностранных инвесторов. Так, крупные японские, южнокорейекце и другие фирмы торопятся вложить инвестиции в Турции с тем, чтобы затем уже беспошлинно поставлять свою продукцию на рынки ЕС. В первую очередь - это такие автомобилестроительные компании, как "ТОУОТА", "НОНВА", "НУиЫОАУ", "К1А".

Российские фирмы еще не проявили себя достаточно заметно на турецком инвестиционном рынке. Вместе с тем, судя по тому интересу, который проявляют российские предприниматели к осуществлению совместных проектов и созданию смешанных компаний с турецкими партнерами в сфере тяжелой индустрии, судостроения, транспорта, медицинской промышленности, туризма и деревообработки, сотрудничество посредством объединения капиталов российских и турецких фирм может стать весьма перспективным и взаимовыгодным для обеих стран.

Проекты иностранных капиталовложений, предлагаемые для осуществления в Турции, рассматриваются и оцениваются Главным Управлением по вопросам иностранных инвестиций, входящим в состав Секретариата по делам казначейства аппарата премьер-министра Турции.

Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение, как уже говорилось, имеет географический аспект.

Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого "поощрительного сертификата", т.е. особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно: частичным или полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступом к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.

При выдаче "поощрительного сертификата" учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования; она может быть не более 40% для инвестиционных проектов в "приоритетных районах", 50% - в "нормальных районах" и 60% - в "развитых". Исключением, не принимающим во внимание региональный аспект, являются инвестиции в организацию авиационного (А1г-Каг§о) и морского (Ко-Ео) транспортного обслуживания - 25%, а также строительство и ремонт яхт и судов, где норма самофинансирования установлена на уровне 15%. Допускается льготная норма самофинансирования (15%) также для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников.

В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в Турции разработана очень детально. В том случае, если Вы продумываете вопрос об инвестировании капитала в турецкую экономику, в принципе, Вам поможет сориентироваться и узнать, на какие привилегии Вы можете рассчитывать, приводимая ниже система льгот, которыми пользуются в Турции иностранные капиталовложения, отмеченные "поощрительным сертификатом".

Если же Ваше намерение делать капиталовложения в Турции уже абсолютно конкретно, следует подробным образом, лучше с помощью турецких партнеров или юристов, изучить, какие именно льготы и поощрения полагаются при инвестировании данной суммы капитала, в данную сферу бизнеса, в данный регион, для производства данного вида продукции, при намеченных Вами условиях использования местных ресурсов и т.д., поскольку все эти моменты имеют значение для выбора той или иной схемы поощрений. Кроме того, при необходимости можно получить разъяснения в Главном Управлении по вопросам иностранных инвестиций

Таможенные льготы

Система льгот для иностранных инвестиций, отмеченных "поощрительным сертификатом" Главного управления по вопросам иностранных инвестиций.

Как уже говорилось, вступление Турции в ТС отменило таможенные пошлины на импорт подавляющего большинства товаров из стран ЕС, так что ниже речь пойдет о таможенном регулировании только касательно машин, оборудования, сырья и т.д., ввозимых для осуществления инвестиционных проектов, из третьих стран.

Машины и оборудование

Практически все машины и оборудование, ввозимые в рамках осуществляемых в Турции иностранных капиталовложений, освобождаются от таможенных пошлин. Ввоз их может облагаться лишь 5%-ным налогом в пользу специализированных фондов. Полностью и безоговорочно освобождаются от таможенных пошлин машины и капитальное оборудование, импортируемые с целью осуществления инвестиционных проектов в следующих секторах экономики:

- инвестиции в "приоритетные районы" (кроме инвестиций в инфраструктуру);

- сырье, импортируемое для осуществления особо крупных инвестиционных проектов в "приоритетных районах";

- инвестиции в строительство и оборудование госпиталей;

- инвестиции в сферу образования;

- строительство яхт и судов;

- судоремонт, включая строительство плавучих доков;

- инвестиции в импорт самолетов и судов;

- распределение и транспортировка природного газа;

- инвестиции в проекты, осуществляемые по модели "строй-эксплуатируй-передавай";

- инвестиции в развитие туристического бизнеса в Черноморском регионе;

- инвестиции в сельское хозяйство и агропромышленные проекты;

- инвестиции в электронное производство.

Как говорилось выше, запрещены к ввозу бывшие в употреблении машины и оборудование, если их "возраст" превышает 5 лет, кроме авиатехники и морских судов.

Сырье и полуфабрикаты

Импорт сырья и полуфабрикатов для вновь налаживаемого производства освобождается от таможенных пошлин лишь в ограниченном объеме и на ограниченный срок:

1. Для введения в действие совершенно новых производств и при условии внесения депозита в размере 10% капитала, допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 20% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 3 месяцев.

2. Для осуществления инвестиционных проектов в "приоритетных районах" при условии внесения депозита в размере 10% капитала допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 30% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 4 месяцев.

3. Для осуществления особо крупных проектов возможен беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 40% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 6 месяцев. Внесение 10-процентного депозита является необходимым условием.

Запасные части

Допускается беспошлинный ввоз запасных частей к ввозимому оборудованию при условии, если их стоимость не превышает 5% от стоимости импортированных машин и оборудования (или 10%, в случае инвестиций в строительство и сферу услуг). В целом освобождение от таможенных пошлин импорта запасных частей регулируется теми же положениями, что импорт машин и оборудования.

Налоговые льготы на инвестирование капитала

Капитал, инвестируемый в осуществление проектов, обладающих "поощрительным сертификатом", может полностью или частично освобождаться от уплаты корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30 до 100% в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. 100-процентное освобождение от налога означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал, авансированный на осуществление проекта и "развитых районов" - 30%. Учитывая ежегодный уровень инфляции в стране и постоянное снижение курса турецкой лиры по отношению к мировым валютам, такая норма процента делает предоставляемый кредит исключительно льготным для инвестора.

Импорт сырья и полуфабрикатов для вновь налаживаемого производства освобождается от таможенных пошлин лишь в ограниченном объеме и на ограниченный срок:

1. Для введения в действие совершенно новых производств и при условии внесения депозита в размере 10% капитала, допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 20% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 3 месяцев.

2. Для осуществления инвестиционных проектов в "приоритетных районах" при условии внесения депозита в размере 10% капитала допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 30% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 4 месяцев.

3. Для осуществления особо крупных проектов возможен беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 40% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 6 месяцев. Внесение 10-процентного депозита является необходимым условием.

Льготы экспортерам

Особыми льготами пользуются капиталовложения в производства, ориентированные на экспорт. Так, если в течение пяти лет после начала осуществления проекта, поддержанного "поощрительным инвестиционным сертификатом", предприятию удается достичь определенного объема экспортной продукции в общем объеме производства, вложенные в его реализацию долгосрочные инвестиции, а также привлеченные кредиты полностью освобождаются от налогов, пошлин и выплат процентов по кредитам. При этом г.одовая выручка от экспорта продукции должна быть не менее 300 тыс.долл. для "развитых районов"; 200 тыс.долл. - для "нормальных районов"; 100 тыс.долл. - для "приоритетных районов".

Возмещение НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) на импортированные или приобретенные в Турции новые машины и оборудование в том случае, если они учтены в качестве части уставного капитала при регистрации инвестора в Главном управлении по вопросам иностранных инвестиций и при предоставлении "поощрительного сертификата", возмещается в следующем порядке:

- для приобретенного в Турции капитального оборудования НДС возмещается в виде "стимулирующей премии";

- для импортированных машин и оборудования компенсация НДС отсрочена во времени: она произойдет тогда, когда по завершении осуществления проекта НДС будет добавлен к цене производимой продукции и, таким образом, в конечном счете получен с потребителя.

Другие льготы                     

В целях стимулирования инвестиций и их рационального распределения правительство может брать на себя оплату 25% потребляемой электроэнергии, 50% выплат в фонд социального обеспечения, а также 100% необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом речь ттлет только об инвестициях в осуществление особо кпупномасштабных проектов в "приоритетных" и "нормальных" районах.

Еще раз подчеркнем, что приведенная выше система поивилегий применяется только для тех проектов, которые отмечены "поощрительным инвестиционным сертификатом", т е. которые, по оценке турецкого правительства, могут внести вклад в развитие той или иной отрасли или региона Турции, а значит, соответствуют основным направлениям ее экономической стратегии.

Что касается тех инвестиционных проектов, которые не попадают под действие "поощрительного сертификата", а осуществляются, лишь на основе разрешения Главного управления по вопросам иностранных инвестиций, то они также могут пользоваться некоторыми стимулирующими льготами, масштаб которых, однако, гораздо уже вышеприведенных. Они касаются в основном частичного освобождения от таможенных пошлин при импорте машин и оборудования и ограниченного льготного кредитования.

Список тех сфер турецкой экономики, иностранные инвестиции в которые не могут претендовать на получение "поощрительного сертификата", достаточно обширен. Он касается производств, которые считаются уже достаточно отлаженными в Турции, так что стимулирование капиталовложений в них может привести лишь к излишней конкуренции и перепроизводству (например, строительство бензозаправочных станций, расширение сети закусочных "фаст-фуд", производство

 

 
 
Главная Страница |  Общие Сведения О Турции | Турецкая Экономика  |Внешняя Торговля Турции |Туризм  | Образование  | Виза & Таможня |Выставки  
 Турция С Глазами Граждан СНГ | Турецкий Язык Для Всех  |  Ислам |

При полном или частичном использовании материалов убедительно просим ссылаться на www.rusyaofisi.com

 
 
 
 
   
 
 
 

 

 

Hosted by uCoz