|
ВНЕШНЯЯ
ТОРГОВЛЯ ТУРЦИИ
Внешнеторговый сектор для Турции
является одним из важнейших источников динамичного экономического развития
страны. С одной стороны, это объясняется относительной недостаточностью
собственной ресурсной базы, что объективно обусловливает зависимость турецкой
экономики от мирового рынка (деятельность основных отраслей турецкой
промышленности - от текстильной до электронной - в значительной степени
определяется наличием импортируемого
сырья, энергоносителей,
полуфабрикатов). С другой стороны, экспорториентированность экономики Турции, ее
значительный промышленный потенциал предопределяют энергичную работу местных
фирм по продвижению своих товаров на внешних рынках.
В структуре турецкого экспорта на первом месте стоят, так называемые
потребительские товары - продукция легкой промышленности (в общей сложности 36%
общего объема экспорта) и агропромышленного сектора (25%). Кроме того, в
последние годы в экспорте страны возросла доля продукции машиностроения и
металлообработки, а также химической промышленности, что является результатом
структурных изменений турецкой экономики и целенаправленной государственной
политики стимулирования экспорта.
Распределение
внешней торговли по группам стран.
Страны Европейского союза занимают важное и стабильное место
во
внешней торговле Турции. Их доля в ее экспорте и импорте в 2002 г.
соответственно составила 51.6% и 44.6%. Экспорт в страны ЕС в 2002 г. возрос на
10.8%, составив 16.1 млрд. долл.
Лидирующее место среди стран Евросоюза как по экспорту, так и импорту занимает
Германия. Среди других важных торговых партнеров находятся: США, Италия,
Великобритания и Франция. Вслед за распадом в 1990 г. Советского союза Россия
стала занимать важное место во внешней торговле Турции.
Основными торговыми партнерами
Турции являются:Германия (товарооборот составляет
около 10,0 млрд.долл. в год), США (более 5,0 млрд.долл.), Италия (более 4,5
млрд.долл.), Россия (около 4,5 млрд. долл. без учета "челночной" торговли),
Франция (3,0 млрд.долл.), Великобритания (около 3 млрд.долл.), а также
Нидерланды, Бельгия, Япония, Иран, Саудовская Аравия.
Внешнеторговые связи Турции традиционно сориентированы на
западноевропейский рынок. Более половины ее внешнеторгового оборота приходится
на страны-члены ЕС. В связи с этим интересно проследить, как вступление Турции в
Таможенный Союз (ТС) с ЕС в январе 1996 года сказалось на ее торговле с
европейскими странами.
Статистика показывает, что уже первый год участия Турции в ТС, как и
предполагалось, привел к изменению ситуации во внешней торговле со странами ЕС,
однако эти изменения оказались во многом не в пользу Турции. Так, специалисты
ожидали, что после либерализации торговли с ЕС темпы роста импорта в Турцию
увеличатся, однако реальность превзошла ожидания. Импорт из ЕС в Турцию возрос
столь стремительными темпами, что к концу 1996 года дефицит внешнеторгового
баланса вырос до' небывалого для Турции уровня в 22 млрд. долл. Ожидавшегося
роста экспорта, в частности, текстильных товаров, наоборот, не произошло.
Турция рассчитывала, что после
отмены таможенных пошлин и квот на поставки текстиля в ЕС она сможет уже в 1996
году увеличить экспорт этих товаров в ЕС на 1 млрд.долл. Однако на деле не
только не произошло увеличения, но, наоборот, наблюдается определенный спад. Это
объясняется, с одной стороны, замедлением роста потребительского спроса в
некоторых европейских государствах, являющихся крупными торговыми партнерами
Турции, в частности, в Германии и Италии, и с другой стороны, возрастающей
конкуренцией со стороны стран
Восточной Европы и Китая.
В то же время несомненно проявляются и положительные последствия
вступления Турции в ТС с ЕС. Здесь прежде всего следует отметить, что в
структуре быстро растущего импорта Турции из ЕС основной прирост приходится на
машины и оборудование, доля которых в общем объеме импорта превысила 40%, что
свидетельствует об ускорении процесса оснащения турецкой промышленности
качественным современным оборудованием и высокими технологиями из ЕС.
При анализе данных по внешней торговле Турции за 2003 год привлекает внимание значительный
рост
турецкого экспорта по сравнению с предыдущим годом. В
первую очередь это явление обусловлено последствиями февральского экономического
кризиса и последовавшим за ним подорожанием доллара. В подобной ситуации
экономические субъекты предпочитают минимизировать закупки товаров и услуг за
рубежом, даже если это отрицательно сказывается на динамике их производства.
Последнее особенно ярко подтверждается при анализе структуры импорта. Наибольший
спад в 2003 году отмечен по группам инвестиционных и потребительских товаров.
Внешняя торговля Турции в 2002-2003
г.
|
2002
|
2003
|
Изменение (%)
|
Объем, млрд. долл.
|
%
|
Объем, млрд. долл.
|
%
|
ЭКСПОРТ
|
Всего
|
36.0
|
100.0
|
46,8
|
100.0
|
30,0
|
ИМПОРТ
|
Всего
|
51,5
|
100,0
|
68,7
|
100,0
|
33,3
|
Структура внешней торговли по
секторам. В 1980-е гг.
были отмечены важные изменения в структуре экспорта Турции.
В то время как доля сельскохозяйственной продукции в
общей структуре экспорта в 1970 г. составляла 75%, а в 1980 г. - 57%, в 2001 г.
она была уже на уровне 7.2%. Применительно к продукции промышленного
производства этот показатель в 1970 г. составлял 18%, в 1980 г. - 36%, а в 2001
г. возрос до 91.6%. В период после 1980 г. произошло изменение в пользу экспорта
промышленной продукции и отраслей промышленности, не ориентированных на сельское
хозяйство. Этот процесс соответствует такой характерной для экономической
структуры Турции реалией, как "структурные изменения в направлении
индустриализации".
При оценке импорта
Турции видно, что в 1990-е гг., как естественный результат предпринятых попыток
экономического подъема и индустриализации, была высока доля импорта инвестиций и
сырья. По состоянию на 2001 г, доля полуфабрикатов в импорте составляла 71.8%,
капиталов - 17.2%, потребительских товаров - 10.1%.
По некоторым видам товаров Турция занимает лидирующие позиции в мире. Доля
готовой одежды, табака, некоторых металлов и фруктов в мировом экспорте
составляет 5-10%.
|
|