Turkish Office   &  RusyaOfisi.Com                             

 

The purpose of this website is to inform and  help business people from  C.I.S countries.   A good part of the information is destined for Turkish and Russian speaker visitors, and is given in Turkish and Russian. Our intention is to supply  businessmen and Russian speaker tourists with continuous   and updated  informations

                                                  Turkish | English
 

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ТУРЦИИ

Внешнеторговый сектор для Турции является одним из важнейших источников динамичного экономического развития страны. С одной стороны, это объясняется относительной недостаточностью собственной ресурсной базы, что объективно обусловливает зависимость турецкой экономики от мирового рынка (деятельность основных отраслей турецкой промышленности - от текстильной до электронной - в значительной степени определяется наличием импортируемого сырья, энергоносителей, полуфабрикатов). С другой стороны, экспорториентированность экономики Турции, ее значительный промышленный потенциал предопределяют энергичную работу местных фирм по продвижению своих товаров на внешних рынках.

В структуре турецкого экспорта на первом месте стоят, так называемые потребительские товары - продукция легкой промышленности (в общей сложности 36% общего объема экспорта) и агропромышленного сектора (25%). Кроме того, в последние годы в экспорте страны возросла доля продукции машиностроения и металлообработки, а также химической промышленности, что является результатом структурных изменений турецкой экономики и целенаправленной государственной политики стимулирования экспорта.

Распределение внешней торговли по группам стран. Страны Европейского союза занимают важное и стабильное место  во внешней торговле Турции. Их доля в ее экспорте и импорте в 2002 г. соответственно составила 51.6% и 44.6%. Экспорт в страны ЕС в 2002 г. возрос на 10.8%, составив 16.1 млрд. долл.

Лидирующее место среди стран Евросоюза как по экспорту, так и импорту занимает Германия. Среди других важных торговых партнеров находятся: США, Италия, Великобритания и Франция. Вслед за распадом в 1990 г. Советского союза Россия стала занимать важное место во внешней торговле Турции.
Основными торговыми партнерами Турции являются:
Германия (товарооборот составляет около 10,0 млрд.долл. в год), США (более 5,0 млрд.долл.), Италия (более 4,5 млрд.долл.), Россия (около 4,5 млрд. долл. без учета "челночной" торговли), Франция (3,0 млрд.долл.), Великобритания (около 3 млрд.долл.), а также Нидерланды, Бельгия, Япония, Иран, Саудовская Аравия.

Внешнеторговые связи Турции традиционно сориентированы на западноевропейский рынок. Более половины ее внешнеторгового оборота приходится на страны-члены ЕС. В связи с этим интересно проследить, как вступление Турции в Таможенный Союз (ТС) с ЕС в январе 1996 года сказалось на ее торговле с европейскими странами.

Статистика показывает, что уже первый год участия Турции в ТС, как и предполагалось, привел к изменению ситуации во внешней торговле со странами ЕС, однако эти изменения оказались во многом не в пользу Турции. Так, специалисты ожидали, что после либерализации торговли с ЕС темпы роста импорта в Турцию увеличатся, однако реальность превзошла ожидания. Импорт из ЕС в Турцию возрос столь стремительными темпами, что к концу 1996 года дефицит внешнеторгового баланса вырос до' небывалого для Турции уровня в 22 млрд. долл. Ожидавшегося роста экспорта, в частности, текстильных товаров, наоборот, не произошло.

Турция рассчитывала, что после отмены таможенных пошлин и квот на поставки текстиля в ЕС она сможет уже в 1996 году увеличить экспорт этих товаров в ЕС на 1 млрд.долл. Однако на деле не только не произошло увеличения, но, наоборот, наблюдается определенный спад. Это объясняется, с одной стороны, замедлением роста потребительского спроса в некоторых европейских государствах, являющихся крупными торговыми партнерами Турции, в частности, в Германии и Италии, и с другой стороны, возрастающей конкуренцией со стороны стран Восточной Европы и Китая.

В то же время несомненно проявляются и положительные последствия вступления Турции в ТС с ЕС. Здесь прежде всего следует отметить, что в структуре быстро растущего импорта Турции из ЕС основной прирост приходится на машины и оборудование, доля которых в общем объеме импорта превысила 40%, что свидетельствует об ускорении процесса оснащения турецкой промышленности качественным современным оборудованием и высокими технологиями из ЕС.

При анализе данных по внешней торговле Турции за 2003 год привлекает внимание значительный рост  турецкого экспорта  по сравнению с предыдущим годом. В первую очередь это явление обусловлено последствиями февральского экономического кризиса и последовавшим за ним подорожанием доллара. В подобной ситуации экономические субъекты предпочитают минимизировать закупки товаров и услуг за рубежом, даже если это отрицательно сказывается на динамике их производства. Последнее особенно ярко подтверждается при анализе структуры импорта. Наибольший спад в 2003 году отмечен по группам инвестиционных и потребительских товаров.

Внешняя торговля Турции в 2002-2003 г.

 

 

2002

 

2003

 

Изменение (%)

 

Объем, млрд. долл.

 

%

 

Объем, млрд. долл.

 

%

 

ЭКСПОРТ 

Всего

 

36.0

 

100.0

 

46,8

 

100.0

 

30,0 

ИМПОРТ 

Всего

 

51,5

 

100,0

 

68,7

 

100,0

 

33,3 

 

Структура внешней торговли по секторам. В 1980-е гг. были отмечены важные изменения в структуре экспорта Турции. В то время как доля сельскохозяйственной продукции в общей структуре экспорта в 1970 г. составляла 75%, а в 1980 г. - 57%, в 2001 г. она была уже на уровне 7.2%. Применительно к продукции промышленного производства этот показатель в 1970 г. составлял 18%, в 1980 г. - 36%, а в 2001 г. возрос до 91.6%. В период после 1980 г. произошло изменение в пользу экспорта промышленной продукции и отраслей промышленности, не ориентированных на сельское хозяйство. Этот процесс соответствует такой характерной для экономической структуры Турции реалией, как "структурные изменения в направлении индустриализации".

При оценке импорта Турции видно, что в 1990-е гг., как естественный результат предпринятых попыток экономического подъема и индустриализации, была высока доля импорта инвестиций и сырья. По состоянию на 2001 г, доля полуфабрикатов в импорте составляла 71.8%, капиталов - 17.2%, потребительских товаров - 10.1%.

По некоторым видам товаров Турция  занимает лидирующие позиции в мире. Доля готовой одежды, табака, некоторых металлов и фруктов в мировом экспорте составляет 5-10%.

 

 
 
Главная Страница |  Общие Сведения О Турции | Турецкая Экономика  |Внешняя Торговля Турции |Туризм  | Образование  | Виза & Таможня |Выставки  
 Турция С Глазами Граждан СНГ | Турецкий Язык Для Всех  |  Ислам |

При полном или частичном использовании материалов убедительно просим ссылаться на www.rusyaofisi.com

 
 
     
 
 
 

 

 

Hosted by uCoz