Turkish Office   &  RusyaOfisi.Com                             

 

The purpose of this website is to inform and  help business people from  C.I.S countries.   A good part of the information is destined for Turkish and Russian speaker visitors, and is given in Turkish and Russian. Our intention is to supply  businessmen and Russian speaker tourists with continuous   and updated  informations

                                                  Turkish | English
 

 

ТУРЕЦКАЯ ЭКОНОМИКА

Динамичное развитие турецкой экономики в последние десятилетия способствовало как качественным сдвигам во внутреннем социально-экономическом положении страны, так и изменению места Турции в мировой экономической иерархии. Если совсем недавно Турция считалась отсталой аграрной страной, то ныне, благодаря динамичному развитию промышленности и сферы услуг в сочетании со всемерной поддержкой и модернизацией сельского хозяйства, страна уверенно вошла в группу ведущих индустриально-аграрных стран мира.

Отраслевая структура турецкой экономики характерна для индустриально-аграрных стран: на долю промышленного производства в общем объеме ВВП приходится около 28%, сельского хозяйства - 15%, строительства - 6%, услуг - 51%.

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности имеет обрабатывающая - 84% (включая строительство); на долю горнодобывающих отраслей приходится 7% от общего объема промышленного производства; энергетики - 9%.

Традиционно наиболее развитыми в Турции считаются текстильная, кожевенная, пищевкусовая и горнодобывающая отрасли промышленности. В то же время в последние годы на мировых рынках все более заметной становится продукция турецкой химической и фармацевтической промышленности, быстро развиваются энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение, электроника и производство электробытовых товаров.

Сельскохозяйственное производство продолжает занимать значительное место среди отраслей экономики Турции, хотя доля аграрного сектора в ВНП постепенно снижается за счет --. опережающего роста промышленного производства. Структурно аграрный сектор представлен земледелием (около 60%), животноводством (33%), рыболовством и лесным хозяйством (вместе составляют 7%).

Подавляющая часть земельных угодий в стране (порядка 90%) находится в частном владении. К государственной собственности относятся лесные массивы и лишь около 10% пригодных для обработки земельных участков.

Основными выращиваемыми сельскохозяйственными культурами являются пшеница, ячмень, хлопок, фундук, сахарная свекла. Кроме того, выращиваются виноград, цитрусовые, оливки, бобовые, подсолнечник, рис, кукуруза, табак, чай.

Динамично развивающейся отраслью турецкой экономики является туризм. Обилие уникальных исторических памятников на территории Турции, исключительной красоты средиземноморские пляжи, благоприятный климат - все это открывает широкие перспективы для туристического бизнеса. Ежегодно страну посещает около 9-10 млн. туристов почти из 80 стран. Доход госказны от туризма составляет почти четверть объема турецкого экспорта. Примечательно, что в последние годы Россия по числу туристов, приезжающих в Турцию, прочно занимает второе место после Германии.

Для экономики Турции характерна высокая доля мелких (с числом занятых до 50 чел.) и средних (с числом занятых от 50 до 200 чел.) предприятий. В общей сложности на них приходится около 95% от общего числа предприятий, зарегистрированных в Турции. Такая структура экономикибеспечивает ее гибкость, то есть дает ей возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры внутреннего и мирового рынка и приспосабливаться к меняющимся условиям мировой экономической ситуации.

Денежная единица Турции - турецкая лира - включена Международным Валютным Фондом в число свободно конвертируемых валют. По состоянию на апрель 2002 года курс турецкой лиры по отношению к долл.США составлял 1 340 000 тур. лир за 1 долл. США.

Однако очевидно, что достаточно быстрый прорыв к современному индустриальному типу экономики, который испытывает на себе Турция в последние десятилетия, не может происходить безболезненно, без неизбежных для любой глубокой перестройки всей системы хозяйственных связей противоречий и трудностей.

Экономика Турции, показывавшая в начале и середине 90-х годов достаточно высокие темпы роста (до 6-8% в отдельные годы), в конце истекшего десятилетия подверглась влиянию целого ряда дестабилизирующих внешних и внутренних факторов. В течение четырех лет с 1995 года в Турции сменилось семь правительств, в 1998 г. национальная экономика оказалась на грани дефолта вследствие азиатского и российского финансовых кризисов, в 1999 г. страну постигло разрушительное землетрясение, унесшее около 20 тыс. жизней и причинившее экономике страны ущерб порядка 10-13 млрд. долл. Темпы роста национальной экономики в 1998 г. существенно замедлились (рост ВНП 3.9%), а в 1999 г. данный показатель приобрел отрицательное значение (-6.1%). 2000 год в экономике Турции был относительно стабильным: в большинстве отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг наблюдалась положительная динамика, и по итогам года рост ВНП составил 6.1%. Сравнительно благоприятная внутриэкономическая конъюнктура 2000 года, укрепленная всеобщей консолидацией при восстановлении экономики районов, пострадавших от землетрясения, нарушилась во втором полугодии под влиянием ряда внешних (нестабильность на мировых рынках) и внутриполитических факторов. Растущие инфляционные ожидания субъектов национальной экономики, негативные явления в банковском секторе наряду с усиливающимся кризисом доверия коалиционному правительству привели в ноябре 2000 г. к началу оттока финансовых средств за пределы Турции. Следствием этого явился непродолжительный скачок курса доллара по отношению к национальной валюте. Правительству удалось погасить первую волну надвигающегося серьезного финансово-экономического кризиса благодаря внеочередному стабилизационному кредиту МВФ в размере 10 млрд. долл. Однако, выделенные средства были использованы лишь на временное оздоровление экономики, но не могли решить общих структурных проблем, накопившихся за последние годы.

19 февраля 2001 года вследствие значительного оттока из Турции валютных средств, произошедшего в течение 1-2 дней, правительство вынуждено было объявить о введении плавающего курса турецкой лиры. Среди основных причин февральского кризиса можно назвать следующие: искусственное поддержание правительством курса национальной валюты, нацеленное по первоначальному замыслу на борьбу с инфляцией, однако в реальности ведущее к ее неуклонному росту; смещение акцента на внешние источники финансирования; недостаточное и нерациональное использование внутренних источников накопления; покрытие внутреннего долга за счет портфельных иностранных инвестиций в ценные бумаги правительства (кратко- и среднесрочные облигации Казначейства); деградация банковской  системы (неэффективность деятельности государственных банков и их чрезмерное использование для финансирования социальной сферы); финансовая несостоятельность и, в некоторых случаях, наличие "пирамид" в коммерческих банках; проблемы в ходе реализации приватизационной программы.

            Вопреки ожиданиям экономика Турции сейчас кажется одной из самых динамичных на фоне общей анемии в Европе. Промышленное производство увеличивается стремительно, в 2003 году  экспорт вырос на 36%, несмотря на то, что местная валюта несколько переоценена. Вечная ахиллесова пята турецкой экономики -- инфляция -- находится на самом низком уровне за последние три десятка лет.  Экономисеский  рост  2004 года может достичь 8%.

        Немалая заслуга в этом правительства премьер-министра Реджепа Таййипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan), находящегося у власти полтора года. Когда его молодая Партия справедливости и развития (ПСР) в ноябре 2002 года года завоевала абсолютное большинство на национальных выборах.  Правительство, возглавляемое  министром экономики Али Бабакаджаном (Ali Babacan) и министром финансов Кемалем Унакытаном (Kemal Unakitan), использовало свое большинство в парламенте для проведения серии реформ, включая изменения в пенсионной системе, новый закон о банкротстве и меры по наведению порядка в раздутом государственном секторе. Полным ходом идет приватизация крупных госмонополистов, подобных нефтеперерабатывающему гиганту Turpas и табачной компании Tekel.

         Пока же экономика Турции еще в лесах. Финансовая система все еще хранит шрамы от краха 2001 года. Экономический  прогресс, достигнутый Турцией при нынешнем руководстве. Эрдоган, бывший мэр Стамбула активно готовит почву для вступления Турции в ЕС. Еще в 1999 году страна была официально объявлена кандидатом на членство в ЕС вместе с Румынией и Болгарией.

         Начиная с отмены смертной казни в конце 2002 года и кончая постоянной заботой о соблюдении прав человека, Эрдоган систематически ликвидирует политические барьеры, стоящие на пути вступления в ЕС. Этот прогресс вселяет в брюссельских чиновников уверенность, что ЕС решит начать с Анкарой официальные переговоры о членстве уже в конце этого года.

               
 
                                                       Экономика Растет... А Инфляция Падает

 

Годы

ВВП рост в проц. за год

Уровень Ирфляции (%)

2000

7

37

2001

-7

70

2002

8

30

2003

5

20

 

       Как и в предыдущие годы, серьезная ставка сделана на продолжение реализации приватизационной программы. В условиях кризисной ситуации приватизация крупных госпредприятий должна не только обеспечить дополнительный источник финансирования, но и способствовать проведению структурных реформ национальной экономики. В приоритетном порядке осуществляется приватизация таких предприятий, как "Тюрк Телеком", "Турецкие нефтеперерабатывающие заводы", "Турецкие авиалинии". Металлургический комбинат в г. Эрегли (Эрдемир), "Турецкие  сахарные заводы", "ТЕАШ" (Турецкие энергопередающие системы), "ТЕДАШ" (Турецкие энергораспределительные системы).

В первой половине 2004 года положительные тенденции в турецкой экономике закрепились: в большинстве отраслей прекратился спад, снизилась инфляция, стабилизировался курс национальной валюты, укрепились оптимистичные ожидания субъектов экономики на ближайшие месяцы.

Инфляция (по розничным ценам) в 2001 году составила 70%,  в  2002 году 30% а в 2003 году 20%. Ожидается этот показатель должен сократиться в 2004 и 2005 гг., соответственно, до 10 и 6%.

Если говорить о других внешних источниках финансирования на 2004 год, то основную ставку турецкие экономисты делают на активизацию движения капитала, кроме того, значительный вклад в финансирование экономики вносят  в 2004 году рост доходов от экспорта и туризма.

        На сегодняшний день Турция является страной, в которой действует один из самых либеральных в мире валютных режимов. Наряду с полной конвертируемостью валюты, начиная с 1989 г, иностранные инвесторы, как частные, так и представляющие различные структуры, проводят на ИМКБ свободную политику покупки и продажи движимых ценностей. По Закону за номером 32, принятому в августе 1989 г, сняты все ограничения для частных и групповых инвесторов, которые намереваются совершать операции с ценностями по котировкам ИМКБ. Благодаря этому нововведению турецкие рынки ценных бумаг стали полностью открытыми для иностранных инвесторов и не создают никаких преград на пути вывоза за рубеж капиталов и прибыли.

      ИМКБ является членом "Всемирной федерации фондовых бирж" /WFE/, "Федерации Евро-азиатских фондовых бирж" /FEAS/, "Международной ассоциации служб гарантий" /ISSA/, "Международной ассоциации гарантий рынков" /ISMA/, "Европейского института финансовых рынков
" /ECMI/, "Всемирного экономического форума" /WEF/ и "Шведской ассоциации фьючерских сделок и опций" /SFOA/.

     
Под руководством ИМКБ, продвигающейся по пути превращения в международный финансовый центр, создана региональная организация "Федерация Евро-азиатских бирж"(FEAS). Федерация, центр которой расположен в Стамбуле, не преследует цель получения прибыли. Среди задач этой организации - оказание содействия в активизации работ, связанных с сотрудничеством между биржами, представление бирж-членов федерации биржам других стран или биржевым объединениям, оказание помощи в интеграции международных бирж в регионе. Соглашение о создании "Федерации Евро-азиатских бирж" было подписано на состоявшейся 16 мая 1995 г. в Стамбуле официальной церемонии с участием руководителей бирж, вошедших в нее стран. Город на берегах Босфора тогда же был избран в качестве центра федерации.

        
 Анализ совокупности программных и реальных макроэкономических показателей Турции текущего года позволяет сделать вывод о  выходе турецкой экономики из кризиса.

 

 
 
Главная Страница |  Общие Сведения О Турции | Турецкая Экономика  |Внешняя Торговля Турции |Туризм  | Образование  | Виза & Таможня |Выставки  
 Турция С Глазами Граждан СНГ | Турецкий Язык Для Всех  |  Ислам |

При полном или частичном использовании материалов убедительно просим ссылаться на www.rusyaofisi.com

 
 
     
 
 
 

 

 

Hosted by uCoz